Из прошлого в настоящее…

В этом году Госавтоинспекция отмечает 80-летний юбилей. На страницах газеты мы расскажем о том, какой была инспекция с момента становления и до наших дней.

История ГАИ, в том числе и Ярославской, восходит к 1936 году, когда 3 июля Советом Народных Комиссаров СССР постановлением № 1182 утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР».

В тридцатые годы автомобильный парк рос быстрыми темпами. Проблема обеспечения безопасности на дорогах и контроля за техническим состоянием транспорта в связи с этим встала остро. Если в нашей области в начале тридцатых годов насчитывалось 4623 автомобиля, в 1936 году только в г. Ярославле было зарегистрировано около 6500 машин. В настоящее время (на конец 2015 года) численность автомотопарка в областном центре составляет более 170 000, а в Ярославской области более 400 тысяч единиц.

Первым начальником Ярославской службы ГАИ был выпускник кадетского корпуса и Высшей автомобильной школы Мстислав Федорович Емельянов, человек, за плечами которого был немалый жизненный опыт и тридцать лет трудового стажа. Именно ему выпала задача создать и наладить в Ярославле работу Госавтоинспекции.

Все работники ГАИ размещались тогда в одной комнате двухэтажного здания бывшего полицейского участка на Ильинской площади. Сейчас на том самом месте расположено здание Администрации Ярославской области.

По словам старейшей сотрудницы ярославской Госавтоинспекции Евдокии Ивановны Шевелевой, регистрировалось тогда максимум по одной машине в день (сейчас в нашем регионе ежедневно в среднем регистрируется более 220 единиц транспорта). Не было в городе ни светофоров, ни дорожных знаков, вместо асфальтовых дорог – мощеные булыжные мостовые. А первый светофор в Ярославле установили лишь в 1940 году на пересечении улиц Свободы и Республиканской. В настоящее время количество дорожных знаков на территории области около 69000, в области построено и эксплуатируется около 300 светофоров.

В 1939 году в штате областной Госавтоинспекции не насчитывалось и двух десятков сотрудников, в распоряжении которых находились ГАЗ-АА (полуторка) и ЭМ-1 («эмка») и четыре мотоцикла Л-300. Один инспектор обслуживал семь-десять районов, дежурных машин не было.

К счастью, аварийность в те годы была невелика, 2 – 4 дорожно-транспортных происшествия в месяц. На мощеных дорогах выше 25-30 километров в час при всем желании не разогнаться, да и транспорта было немного.

Сорок первый год, взорвав мирную жизнь, перечеркнул все, что постепенно налаживалось и укреплялось. Люди и машины работали на износ, по 18–20 часов без перерыва.По воспоминаниям Е. И. Шевелевой,в военные годы работники ГАИ находились на казарменном положении, домой забегали лишь ненадолго проведать родных. Приходилось контролировать готовность машин, отправляемых на фронт, проверять водительские удостоверения, принимать экзамены у шоферов. Водителей готовили исключительно для обслуживания грузовиков, о «легковушках» на время практически пришлось позабыть.

После войны на дорогах города транспорта значительно прибавилось, появились «иномарки»: трофейные «виллисы», «оппели», «ВМW». Вышли на линию изготовленные на автозаводе на базе ЗИС-5 первые шестнадцать автобусов. Началось строительство дорог с твердым асфальтовым покрытием. Для проверки технического состояния автомобилей была введена дважды в год система периодических техосмотров.

Только в начале 60-х годов автомобильный парк области стал быстро расти, увеличились потоки машин и пешеходов, а соответственно и количество дорожно-транспортных происшествий. Для эффективности работы в районах области было специально организовано объединенное отделение ГАИ, обслуживающее Ярославский, Гаврилов-Ямский и Некрасовский районы. А в 1970 году в Ярославле создали дивизион дорожного надзора, который в 1986 году реорганизовали в отдельный батальон дорожно-патрульной службы милиции. К основной его задаче относилось усиление контроля за движением транспорта и пешеходов.

 Быстрое развитие промышленного и гражданского строительства в 70-80 годы, большой рост автомобильного парка страны предъявляли новые требования к деятельности Госавтоинспекции, заставляли искать новые подходы в решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения и технического контроля за эксплуатацией транспорта. Не случайно в эти годы возглавил областную Госавтоинспекцию опытный руководитель Алексей Сергеевич Васильев, занимавший эту должность с 1968 по 1983 год (о нем мы расскажем отдельно). В период его работы на посту начальника, отдел ГАИ Ярославской области превратился в базовый орган Управления Госавтоинспекции МВД СССР. В Ярославле регулярно стали проходить семинары по обмену опытом в обеспечении безопасности движения на дорогах, был созданспециализированный монтажно-эксплуатационный участок по внедрению и эксплуатации технических средств дорожного движения, разработан и применен метод координированного регулирования по системе «Зеленая волна», внедрена автоматизированная система управления движения (АСУД «Город-М»). В 1974 году организовано регистрационно-зкзаменационное подразделение ГАИ, первым начальником которого был Виктор Алексеевич Маньков.

По воспоминаниям командира дивизиона Ф. В. Куличкова: «Первая высокая оценка стараний ярославских гаишников была получена во время визита в Ярославль делегаций дипломатических работников из 27 стран мира. Прибывшие в гости дипломаты сказали тогда руководству области: «Четкость и выправка дорожной полиции у вас лучше, чем у нас». С 1970 по 1975 годы, благодаря оперативности и возросшему профессионализму, мы обеспечивали стопроцентную раскрываемость преступлений на дорогах».

Кадры ГАИ пополнялись перспективными и способными людьми, готовыми следовать добрым традициям своих предшественников. В летописи Ярославской автоинспекции немало славных страниц. Это и подвиги старшины милиции Валентина Ивановича Журавлева и капитана милиции Анатолия Александровича Хомутова, которые в критической ситуации спасли жизни румынских и польских детей, подставив под удар патрульные автомашины. Оба награждены за свой поступок (Журавлев посмертно) орденами Красной Звезды.

С конца 70-х и все 80-е годы в Ярославской области был свой милицейский вертолет МИ-4 со специальной окраской «ГАИ», который патрулировал дороги республиканского значения, в основном трассу «Москва-Холмогоры». Возле поста ГАИ была оборудована специальная вертолетная площадка. Вертолет, в котором находились инспекторы ГАИ, работал с двумя патрульными машинами.

Майор милиции в отставке Базуев Валентин Георгиевич прошел путь от инспектора дорожного надзора отдела милиции Красноперекопского райсовета до командира отдельного дивизиона ДПС милиции УВД Яроблисполкома.

За время службы зарекомендовал себя профессиональным сотрудником и руководителем.

С 1996 года Валентин Георгиевич является бессменным председателем секции ветеранов ГАИ-ГИБДД. В своей работе Базуев В.Г. уделяет большое внимание организации и проведению наставнической работы с сотрудниками подразделений ГИБДД. При его непосредственном участии проводилась работа по созданию первого кадетского класса по линии Госавтоинспекции. Активно участвует в работе по развитию движения ЮИД, является постоянным участником городских и областных слетов отрядов ЮИД. Ведет героико-патриотическую работу в общеобразовательных учреждениях г. Ярославля.

Когда должность начальника отдела ГАИ области стала вакантной после ухода в отставку полковника милиции А.С. Васильева, на должность начальника ГАИ области руководством управления внутренних дел Яроблисполкома был выдвинут майор милиции В.А. Шашков (о нем мы подробно писали в № 4 газеты «ДТП»), 23 декабря 1983 года майор милиции Шашков В.А. приступил к исполнению своих служебных обязанностей. Конечно, для достижения результатов в деле обеспечения безопасности дорожного движения требовалась полная отдача сил и энергии от сотрудников Госавтоинспекции, и надо сказать, коллектив отдела ГАИ УВД Яроблисполкома под руководством В.А. Шашкова с честью выполнял поставленные перед ними задачи, не считаясь с личным временем и преодолевая трудности.

В этот период новые направления работы получили качественное развитие. Это анализ оперативной обстановки на любое время суток, формирование оперативных групп, совершенствование работы с водительским составом и руководством автопредприятий, внедрение компьютерной техники, издание ведомственной газеты «ГАИ-экспресс».

В 1988 году закончено строительство здания Госавтоинспекции на улице Журавлева. В 1989 году были сданы административные здания станции диагностики автотранспорта, затем новая база СМЭУ по установке дорожных знаков, светофорных объектов, нанесению разметки на улично-дорожной сети.

Значительный вклад в развитие Ярославской Госавтоинспекции внесли и Лаврентьев Константин Симонович, Сланский Эдуард Владимирович, Гусев Владимир Валентинович, Симонов Андрей Геннадьевич, Федорченко Владимир Семенович, Тюрин Вадим Линович, Черняев Александр Алексеевич, Курис Георгий Семенович.

После ухода в отставку В.А.Шашкова с 1997 года на должность Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Ярославской области назначен Александр Владимирович Ильин. Благодаря его энергичности и настойчивости проведены серьезные структурные и организационно-штатные изменения (о нем на страницах газеты мы расскажем отдельно).

С июня 2011 года на должность Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Ярославской области назначен полковник полиции Андрей Вячеславович Сироткин.

За восемьдесят лет своего существования, с тех пор, когда несколько человек, призванных следить за обеспечением безопасности на дорогах, все вместе ютились в одной комнате, Ярославская областная ГАИ, а ныне управление ГИБДД УМВД России по Ярославской области шагнула далеко вперед, и в плане численности состава, и в плане технической обеспеченности, и по масштабам проводимой сотрудниками работы.

Регулярно утверждаются областные целевые программы, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Осуществляет свою деятельность областная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет Губернатор Ярославской области Ястребов Сергей Николаевич.

Безопасность дорожного движения обеспечивается силами 3-х строевых подразделений, входящих в структуру УМВД России по Ярославской области (отдельный батальон ДПС, отдельная рота ДПС, специализированный взвод ДПС оперативного реагирования), а также 13-ю подразделениями ДПС, входящих в структуру территориальных органов МВД России на районном уровне. Штатная численность строевых подразделений ДПС составляет более 500 единиц. Автопарк патрульного транспорта Госавтоинспекции составляет более 290 единиц, оснащенного СГУ, радиостанциями, видеорегистраторами, системами навигации ГЛОНАСС. На вооружении службы находятся десятки автомобилей с повышенными динамическими характеристиками.

Используются носимые видеорегистраторы, а также необходимые устройства, обеспечивающие архивирование и хранение данных, полученных с помощью носимых видеорегистраторов.

Используются автоматизированные рабочие места инспектора ДПС (АРМ), преимуществом которых является объединение системы запросов к базам данных ГИБДД с банковским платежным терминалом. АРМ позволяет формировать административные протоколы и постановления за нарушения ПДД, а также имеет возможность осуществлять безналичную оплату штрафа на месте, с оперативной передачей информации об оплате в подразделения Госавтоинспекции.

На улицах городов, в первую очередь областного центра, установлены десятки камер видеонаблюдения, которые позволяют наблюдать за транспортным потоком и своевременно реагировать на возникающие проблемы в дорожном движении. Сигнал с видеокамер выведен в здание управления ГИБДД. На основных магистралях города Ярославля установлена современная аппаратура управления светофорными объектами, позволяющая дистанционно изменять режим работы светофора. Ежедневно сотрудники дежурной смены вносят коррективы в режим работы светофоров в зависимости от насыщенности транспортного потока, тем самым сокращая задержки в движении транспорта.

В 2011 году в структуре подразделений Госавтоинспекции создан Центр автоматической фотофиксации административных правонарушений Правил дорожного движения. За пять лет количество фиксируемых с помощью средств автоматической фиксации нарушений возросло многократно и составляет сотни тысяч.

Система автоматической фиксации состоит из самых современных приборов в передвижном, мобильном и стационарном исполнении.

Используются стационарные аппаратно-программные комплексы автоматической идентификации государственных регистрационных знаков транспортных средств «Автоураган».

На 2016 год в рамках областной программы по повышению безопасности дорожного движения предусмотрено дальнейшее развитие систем автоматической фиксации нарушений ПДД.

Предусматривается внедрение стационарных аппаратно-программных комплексов на регулируемых перекрестках автодорог, позволяющих фиксировать в автоматическом режиме нарушения Правил дорожного движения, связанных с пересечением стоп-линии, проездом на запрещающий сигнал светофора и маневрированием.

Совместно с сотрудниками управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области проводятся рейды, в том числе с привлечением средств массовой информации.

Госавтоинспекцией Ярославской области осуществляется уведомление собственников транспортных средств об имеющихся задолженностях по уплате административных штрафов, выявленных средствами автоматической фиксации, путем направления информационного СМС-сообщения.

Оказание государственных услуг по регистрации транспорта, приему экзаменов на получение права управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений осуществляет 7 регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД. Регистрационно-экзаменационными подразделениями используются собственные транспортные средства, которые оборудованы многоканальными системами аудио и видеорегистрации приема экзаменов.

С 2009 года управлением ГИБДД УМВД России по Ярославской области внедрена система предварительной записи на оказание государственных услуг регистрационно-экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции. В целях дальнейшего повышения качества оказания государственных услуг в феврале 2016 введена в эксплуатацию система управления электронной очередью. Системы предварительной записи на оказание государственных услуг и управления электронной очередью постоянно совершенствуется с учетом мнения и пожеланий населения.

За 2015 год в информационную аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ «Ваш контроль») поступило 69998 оценок качества оказания государственных услуг подразделениями ГИБДД УМВД России по Ярославской области, 95.85% из которых положительные, средняя оценка качества оказания государственных услуг составила 4.78.

По уровню удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг УМВД России по Ярославской области по итогам 2015 года находится на 7 месте среди субъектов Российской Федерации.

В настоящее время на территории Ярославской области эксплуатируются 222 школьных автобуса. Все автобусы отвечают требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» и оборудованы надлежащим образом спутниковой навигационной системой «ГЛОНАСС» и тахографами.

Информация о перемещениях школьных автобусов с помощью системы «ГЛОНАСС» выведена в каждое территориальное подразделение ГИБДД.

Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения, включая улично-дорожную сеть в Ярославской области, составляет 18489,39 тыс км. На автомобильных дорогах Ярославской области эксплуатируется 341 мостовое сооружение общей протяженностью 14861 пог. м и 6878 водопропускных труб, общая протяженность которых составляет 98541 пог. м.

В целях повышения защищенности пешеходов от ДТП и их последствий, создания условий безопасного участия детей в дорожном движении управлением ГИБДД проводится планомерная работа по разработке и участию в реализации адресных программ повышения безопасности движения пешеходов.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности за состоянием и содержанием дорожно-уличной сети области является одной из приоритетных задач ГИБДД. В целях инструментального обеспечения выполнения требований нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения используются «Дорожные лаборатории». Лаборатория представляет собой автоматизированный контрольно-измерительный комплекс с соответствующим программным обеспечением на базе автомобиля «Газель» и предназначена для определения соответствия дорожных условий, технико-эксплуатационных параметров и элементов обустройства автомобильных дорог, в том числе технических средств организации дорожного движения, требованиям нормативной документации в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Ежемесячно выпускается газета «Дорога. Транспорт. Пешеход» за счет средств областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», которая бесплатно распространяется среди населения.Ежедневно (в будние дни) в программе «Вести-Ярославль» на ГТРК «Ярославия» и в эфире радиостанций организована информационно-разъяснительная работа, направленная на пропаганду соблюдения Правил дорожного движения. В эфире телекомпании «1 Ярославский» транслируется специальная телепрограмма «Патруль 76», выпускаемая за счет средств областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения».

Члены отрядов Юных инспекторов движения проводят большую информационную и разъяснительную работу, включающую в себя создание стендов, стенгазет, а также проводят беседы с учащимися младших классов по правильному поведению на улицах и дорогах.

Более опытные и старшие ребята активно участвуют в профилактических мероприятиях и патрульной деятельности Госавтоинспекции. Отряды ЮИД объединяют более 850 воспитанников. Юные инспекторы движения – самые активные участники мероприятий патриотической направленности.

Управлением ГИБДД организована работа по увековечению памяти погибших. Имена 6 сотрудников Госавтоинспекции, погибших при исполнении служебных обязанностей, награжденных правительственными наградами посмертно, занесены в книгу памяти УВД Ярославской области. В здании управления ГИБДД 29 апреля 1999 года открыт мемориальный комплекс, увековечивший имена погибших.

Ежегодно организуются спортивные мероприятия, посвященные памяти сотрудников Госавтоинспекции, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В 2016 году проведены 36-е традиционные соревнования по служебному биатлону, посвященные памяти инспектора ОБ ДПС ГАИ старшины милиции Журавлева Валентина Ивановича.

В соревнованиях традиционно принимают участие сотрудники силовых ведомств Ярославской, Костромской, Вологодской и Ивановской областей. Ежегодно в мае проводятся соревнования по гиревому спорту, посвященные памяти инспектора ДПС ГАИ старшего сержанта милиции Суворова Сергея. В торжественном открытии соревнований и награждении победителей ежегодно принимают участие родственники героя.

 На протяжении последних лет наблюдается тенденция к снижению аварийности на дорогах области. В ходе реализации программных мероприятий в 2015 году достигнуты положительные результаты в реализации целевых показателей, определенных федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» по числу лиц, погибших в ДТП, числу погибших детей, по социальному и транспортному риску.

14 марта 2016 года в г. Ярославле в концертно-зрелищном центре «Миллениум» под председательством Президента Российской Федерации состоялось заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

Оглядываясь назад, всегда видишь за достигнутыми результатами лица тех, на чьих плечах лежала ноша выполнения поставленных задач. Это происходит и сейчас. Это было и восемьдесят лет назад, когда начиналось все фактически с нуля. И потому всем тем, чем располагает служба Госавтоинспекции сегодня, мы обязаны нашим ветеранам.

Все сотрудники с глубоким уважением относятся к этим людям, посвятившим свои лучшие годы обеспечению безопасности на дорогах. Переняв нажитый опыт наших ветеранов, мы с уверенностью можем смотреть вперед, не упускать достигнутого, сохранять позиции и идти дальше, добиваться большего.

Главное здесь – выдерживать взятый курс. Взяв определенный темп работы, необходимо ежеминутно его поддерживать. Благодаря новым преобразованиям, действующим сотрудникам дана уникальная возможность работать в соответствии с требованием времени. И это вполне ощутимо, хотя выполняется далеко еще не полный перечень всех необходимых мер. Работать необходимо комплексно, творчески, с профессиональным подходом, чтобы не просто удержаться на достигнутых рубежах, но и идти дальше, добиваться большего. И тогда к следующему юбилею удастся достичь еще более существенных результатов и новых успехов в опасном и нелегком, но необходимом и почетном труде по обеспечению безопасности дорожного движения.

Buklet_80_let_04.jpg

Buklet_80_let_09.jpg

Buklet_80_let_18.jpg

Buklet_80_let_19.jpg

Buklet_80_let_19_2.jpg

Buklet_80_let_24.jpg

Buklet_80_let-24.jpg

Buklet_80_let_25.jpg

УГИБДД

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России