История госавтоинспекции в судьбах людей: Алексей Сергеевич Васильев

Vasilev_Aleksey_Sergeevich.jpgАлексей Васильев родился 31 марта 1927 года в деревне Брусня Старожиловского района Рязанской области.

В семье, где было пятеро детей, он был старшим и с 15 лет уже начал работать в колхозе. В 17 лет в 1944 году он ушел служить в Советскую Армию. Год проходил службу курсантом в учебно-танковом полку, затем был направлен в Ярославское военно-политическое училище им. В.И. Ленина, после окончания которого служил офицером в группе Советских войск в Германии. Дослужился до майора, набрался опыта политико-воспитательной работы в крупном армейском соединении, но не суждено было продолжать ему военную службу. В Армии произошли сокращения офицерского состава. Алексей Сергеевич, долго не думая, вернулся в Ярославль с твердой уверенностью начать службу в милиции. Имея за плечами хорошую армейскую школу и отличные характеристики командования войскового соединения, в 1961 году он поступает на службу на должность заместителя начальника отдела Кировского РОВД. Армейская закалка как кстати стала для него хорошим подспорьем в организации работы личного состава Райотдела.

Деловые качества энергичного сотрудника, целеустремленность, собранность, умение организовать работу по охране общественного порядка в районе не остались незамеченными руководством УВД.

В 1967 году его назначают заместителем начальника отдела службы областного управления охраны общественного порядка, а с 1 мая 1968 года – начальником областного отдела ГАИ Управления внутренних дел Яроблисполкома. К счастью, служба в ГАИ не была для него новой. Ему была хорошо известна военная техника, особенности ее эксплуатации, условия подготовки военных водителей в армейских соединениях, работа военной автоинспекции. Время военной службы в автомобильных частях стало для него хорошим подспорьем в новой, сложной, но интересной работе в качестве начальника ГАИ области. Многое в этой службе требовалось изменить и поднять на качественно новый уровень. И это ему удалось. Прежде всего, был налажен строгий учет и анализ состояния аварийности в области, активизировалась профилактическая работа с водителями на автопредприятиях, с населением, в школах. Отдел регулирования уличного движения в Ярославле был преобразован. Вместо него на основании приказа начальника УВД Яроблисполкома от 29 июля 1970 года при отделе ГАИ УВД создано новое специализированное строевое подразделение – дивизион дорожного надзора, который возглавил кадровый военный офицер, имеющий большой опыт работы в ГАИ – Фёдор Васильевич Куличков. В составе дивизиона вошли три подразделения: дежурная часть и два взвода инспекторов: мотовзвод по надзору за движением транспорта и пешеходов и взвод по сопровождению колонн пассажирского транспорта. Для обеспечения качественного надзора за движением транспорта и пешеходов, а также для выполнения специальных заданий по сопровождению колонн грузовых автомобилей и автобусов дивизион был укомплектован автомобилями с громкоговорящими установками, мотоциклами с колясками и без колясок, радиостанциями, радиолокационными измерителями скорости, магнитофонами и электромегафонами. Общая штатная численность составила 71 человек. На дежурную часть возлагались следующие обязанности: координирование работы инспекторов по надзору за движением на улицах 4-х районов г. Ярославля (к этому времени в городе имелась одна тысяча двенадцать улиц, протяженностью 465 км) и на 4-х стационарных постах, установленных на дорогах выходящих из города, прием сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, организация выезда на место происшествия оперативных групп, принятие мер к быстрой доставкепострадавших с мест ДТП в медицинские учреждения, организация розыска и задержания водителей, скрывшихся с мест происшествий, ведение учета и анализа дорожных происшествий и др. Создание дивизиона дорожного надзора сыграло положительную роль в обеспечении безопасности дорожного движения в Ярославле. 1969 год был самым аварийным годом из всех предыдущих лет, а с 1970 года установилась последовательная тенденция к снижению ДТП. Так с 1970 по 1974 гг. произошло снижение дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 27,4 процента или в абсолютных цифрах с 500 до 363 на 137 ДТП.

В практику работы ГАИ стали входить и практические эксперименты, дающие обоснование существенного влияния на безопасное вождение автомобиля такого фактора, как оптимальный выбор скорости автомобиля. Анализ дорожно-транспортных происшествий, показывал, что 65% от общего числа дорожно-транспортных происшествий совершалось по вине водителей, третью часть из них совершали водители из-за опасной езды, с превышением установленной правилами скорости.

Эксперимент заключался в следующем: в Ярославле за руль автомобиля М-24 садился опытный водитель «Такси», а рядом с ним специалисты по организации безопасности движения. Водителю давалось задание сделать по Ярославлю четыре 67-километровых круга. Два круга он проходил с максимальным превышением скорости, не выполняя всех требований правил дорожного движения. Другие два круга он двигался с соблюдением правил дорожного движения. Эксперимент показал, что в первом случае водителем было допущено 52 нарушения правил, из них 32 касались обгона и маневрирования, 10 – пересечений перекрестков и железнодорожных переездов, 15–несоблюдений рядности и дистанции движения. В результате водителю пришлось сделать 16 экстренных торможений для предотвращения столкновений и наездов на пешеходов, 14 резких изменений направления движения, что приводило к созданию аварийных ситуаций. Во втором случае при движении с соблюдением правил дорожного движения водителю не приходилось резко тормозить и изменять направления движения, он наоборот смог избежать нескольких аварийных ситуаций. Как показал эксперимент, манера езды нарушителя дала ему возможность проехать установленное расстояние по улицам Ярославля на 18 минут быстрее, чем манера движения с соблюдением правил. Средняя скорость при этом не превышала 60 км/час, во втором случае средняя скорость была 50 км в час. Данные эксперимента были опубликованы в областной газете «Северный рабочий». Следующим этапом был проведен масштабный рейд под условным названием «Скорость», где были задействованы не только работники ГАИ, но и других служб милиции, внештатные сотрудники ГАИ, общественные автоинспектора, члены комсомольских оперативных отрядов. В рейде участвовали корреспонденты Всесоюзного радио, областной молодежной газеты «Юность». При проведении операции сотрудники использовали технические средства: радиолакационные измерители скорости «фара», фотоавтоинспектор (ФАИ-3).

В ходе операции «Скорость» в течение 3-х дней было задержано свыше 200 водителей, нарушивших скоростной режим, 40 из них управляли транспортом в нетрезвом состоянии. Надо сказать, что причины нарушений, были банальны. Водители государственных машин ссылались на то, что торопились из-за своих начальников, которым надо было успеть на совещание к вышестоящему начальству, а автолюбители торопились, то на работу, то на дачу, а некоторые владельцы «жигулей» вообще ссылались на то, что машина скоростная и порой не замечают, как стрелка спидометра перескакивает отметку дозволенной скорости и говорили, что если машина скоростная, то почему этой скоростью не воспользоваться. Но инспектора показывали газетный материал об эксперименте и показывали цифры статистики происшествий с погибшими и ранеными. Для многих нарушителей эти аргументы были серьезным и убедительным откровением, и только после встречи с сотрудником ГАИ они понимал ту опасность, которой подвергают себя, пассажиров машины и других участников движения на дороге. Исходя из анализа ДТП, где соотношение виновников ДТП было таковым, что по вине водителей совершалось 70 процентов происшествий, а по вине пешеходов 30 процентов, на Госавтоинспекцию возлагались задачи не только надзорного характера по выявлению нарушителей, но и организатора всех профилактических мероприятий в школах, на предприятиях, в автохозяйствах, среди детского и взрослого населения области. Большая роль отводилась агитации и пропаганде безопасности дорожного движения. С целью воспитания участников дорожного движения организовывались среди предприятий и организаций специальные смотры на безаварийное движение на улицах и дорогах области, в образовательных учреждениях – конкурсы на лучшее знание правил дорожного движения детьми. В практику работы ГАИ вошли передвижные выставки по безопасности дорожного движения с показом фильмов по безопасности прямо на экранах агитационных автобусов. При А.С. Васильеве начали зарождаться в школах отряды юных друзей ГАИ, а в городском Дворце пионеров г. Ярославля заработала школа юных инспекторов движения.

Vo_glave_stroya_A.S._Vasilev.jpg

Серьезную организационную роль по профилактике дорожно-транспортных происшествий вели вновь созданные в области регистрационно-экзаменационные подразделения, которые взяли на себя функцию учета автотранспорта, контроля за подготовкой молодых водителей и принятия экзаменов. Через восемь лет активной работы отдела ГАИ УВД Яроблисполкома под руководством А.С. Васильева результат не заставил себя ждать. В апреле 1976 года Ярославская Госавтоинспекция по результатам служебной деятельности была признана лучшей в министерстве внутренних дел СССР, а коллектив ГАИ был награжден переходящим Красным Знаменем МВД СССР и ЦК профсоюза работников госучреждений.

В 1982 году дивизиону дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Яроблисполкома было вручено переходящее Красное Знамя Ярославского Горисполкома на вечное хранение. Это Знамя сейчас находится в музее Госавтоинспекции. Авторитет Алексея Сергеевича Васильева был непререкаем. Его уважали и генералы, и рядовые. Водители и пешеходы. Сам он был примерным семьянином, воспитал сына и дочь, которые также добросовестно служили в милиции. Алексей Сергеевич был разносторонним человеком, любил музыку, театр, спорт и старался прививать эту разностороннюю культуру и своим подчиненным. В служебной подготовке занятия спортом и строевой подготовкой он ставил для личного состава на 1-е место.

15 лет полковник милиции А.С. Васильев отдал службе ГАИ. За безупречную службу в органах внутренних дел ему было присвоено звание заслуженного работника МВД СССР, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник милиции», Почетной Грамотой МВД СССР, правительственными медалями.

В 1991 году А.С.Васильев скончался, но в наших сердцах навсегда останется память о этом удивительном человеке.

Владимир МУРАТОВ, ветеран ГАИ-ГИБДД,

подполковник милиции в отставке.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России